.. Новости Статьи О служении Церкви в больнице

О служении Церкви в больнице

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О СЛУЖЕНИИ ЦЕРКВИ В БОЛЬНИЦЕ

10.07.17

Протоиерей Сергий Адодин

Последние 11 лет я несу свое служение Христу у больничной койки, вследствие чего хотел бы поделиться своими мыслями об этом.

 

Болезнь, каким бы прискорбным ни было это событие, я склонен на своем опыте воспринимать некоей остановкой, передышкой от рабочих и домашних обязанностей, временем подумать над всей жизнью, переоценить приоритеты, переосмыслить себя самого. Человек, оказавшийся на больничной койке, не только физически слаб, но чувствует себя слабым и духовно. Часто, не имея достаточного духовного опыта, он бывает не в состоянии проанализировать причины, приведшие его к заболеванию, иногда обвиняя Самого Бога.

 

 

– За что мне цирроз печени?! – восклицает человек, употреблявший алкоголь не всегда в дозах, рекомендованных святителем Иоанном Златоустом. – Почему Господь так меня наказал?

 

– А откуда у меня гастрит, нервное истощение и сахарный диабет? – спрашивает другой у священника, которого в данный момент рассматривает как адвоката Божия.

 

И тут при беседе выясняется, что не Христос первого уговаривал злоупотреблять вином; и не Он настаивал на нарушении режима питания вторым и его несмирении перед начальством. Отсутствует в Нагорной проповеди и заповедь об отстаивании личных амбиций перед ближними.

 

Всякий знает, что нарушение гигиены, пренебрежение профилактикой болезней, да и вообще нездоровый образ жизни как минимум не приносит ничего хорошего. Кого, скажите, мне обвинить в том, что я, не имея привычки смотреть под ноги, наступил на банановую кожуру, упал и сильно ушибся? Неужели Господа Иисуса?

 

Вот когда больному нужна особая благодатная помощь, ведь именно она может привести человека к вере и примирить его с Богом. И дело священника и его помощниц – сестер милосердия – оказать именно такую помощь.

 

В духовной поддержке нуждаются не только больные и их родственники, но и врачи и весь медперсонал больниц, ведь они принимают на себя ответственность за физическое оздоровление больных. Но невозможно помочь излечиться человеку физически без духовного оздоровления. Важнейшую задачу священнику и сестрам милосердия в работе с врачами нужно видеть в том, чтобы изменить сознание медиков, по-другому расставить их приоритеты.

 

Многие из врачей и медработников разного уровня проявляют себя как настоящие христиане, регулярно посещая храмы, принимая церковные Таинства, соблюдая посты, стараясь не нарушать Божиих заповедей, в молитвах прося у Бога прощения за себя, своих близких и друзей. Многие из них, исполняя свой лекарский долг, еще и молятся за каждого пациента, услышав однажды проповедь об этом. Вы, батюшка, еще не успели сказать такую проповедь? Спешите, ведь нивы уже побелели!

 

Переходя к практическим рекомендациям (уж простите), я бы хотел заметить, что в больничном служении сестре милосердия необходимо учитывать, чтобы совершение Таинств по своему времени не совпадало с больничными обходами. Представьте: врачу пришло время лично побеседовать с больным, совершить какие-то медицинские манипуляции или обследование, а тут в палате священник с сестрой милосердия. В таких случаях могут возникать и конфликты, а этого следует всячески избегать ради пользы всего служения Церкви в больнице. Сестре и священнику также необходимо знать и особенности болезней. Научно-популярной литературы на эту тему полно.

 

Проведению теоретических и практических занятий для сестер милосердия надо бы уделить особо пристальное внимание, так как без хорошо подготовленных кадров, полно владеющих навыками катехизаторской работы, имеющих необходимый уровень духовных знаний и знаний в области православной психологии, невозможно больничное служение. Ведь если ты станешь сеять пшеницу вместе с чертополохом, доброго урожая к жатве не жди. Поэтому каждой сестре желательно хорошо знать Закон Божий, Священную историю, церковную историю, катехизис, догматику и литургику.

 

У сестер милосердия рабочий день, желательно, должен быть полный. Забежать в больницу на пару часов – не лучшая идея, поверьте. Ведь главная задача сестры милосердия – это подготовка к Крещению, Исповеди, Причастию, беседы с родственниками, больными, врачами. Всё это отнимает много времени. Разве торопились апостолы за пять минут рассказать Закон Христов? Да конечно же, нет!

 

Весьма полезно проводить благотворительные акции с концертами по разным отделениям больницы. В детских отделениях можно осуществлять раздачу подарков на специально пожертвованные для этого средства, устраивать встречи с детьми-сиротами. Попробуйте в храме дать объявление, что вы собираете подарки больным детям, чтобы скрасить их пребывание вдали от родителей и друзей. Откликнутся многие!

 

Где же брать столько сотрудников? – спросит меня любой священник. Этот пробел в некоторой степени я бы посоветовал восполнять волонтерами, хотя они будут ходить нерегулярно и, как правило, имеют недостаточный уровень профессионализма. У них нет еще практики, и они работают с наставником, которому приходится постоянно контролировать волонтера, учить, а порой и отвечать за его неверные действия и слова. Чаще всего волонтеры помогают больным читать молитвенное правило к Причастию. Однако волонтеры нередко не выдерживают работы в больнице, видя страдания умирающих. Их начинает пугать одна мысль идти в палаты, а также ложный стыд и страх. Поэтому зачастую большинство добровольцев начинает искать себя на ином поприще. Не все из них готовы остаться в больнице. Но и из этого немногочисленного состава затем придется многих отсеивать…

 

Сестра-катехизатор должна быть не только человеком глубокой веры, регулярно исповедоваться и причащаться, но и быть разумной, рассудительной, психически здоровой (прошу обратить на это особенное внимание), уравновешенной, культурной, этичной, внимательной, доброй, знающей основы того учения, в котором была наставлена. Она должна говорить и учить о вере правильно. Вспомните притчу о плевелах.

 

Еще один путь пополнения кадров – сами пациенты больницы. Некоторые бывшие больные так прикрепляются к тому или иному больничному священнику или сестре милосердия, что со временем, когда утвердятся в вере, приходят трудиться на это поприще. Главное – не оттолкнуть каждого такого человека. Один умный священник однажды сказал, что самое главное в больнице – не помешать приходу больного к Христу.

 

Еще одна проблема душепопечения – это требование к священству. Не всякий сможет идти в больницу. Аще какой поп брезглив, или имеет боязнь крови (ну а вдруг?), или нрав впечатлительный, то да не перешагнет он порога больничного со Святыми Таинствами вовек!

 

А если серьезно, то пациент больницы, желающий креститься, исповедаться, причаститься или пособороваться, может оказаться плохо пахнущим (тут вам и гной, и нестираная одежда, и кровь, пот, опрелости и т.п.). Он может быть похожим на мумию, весь в бинтах и ожогах, источающих сукровицу. Он может лежать с эмалированной уткой, у него может быть калоприемник или мочеприемник. Он может оказаться полностью раздетым, едва прикрытым простыней, если это реанимация. У него может недоставать черепной пластины, рук, ног, а из разреза в животе может вываливаться петля кишечника. В конце концов, у него, как правило, повышенная раздражительность из-за болезни и стресса. И тут главное – не ответить человеку в таком же тоне.

 

Я знал одного священника, который в ожоговое отделение без надушенной маски даже войти не мог. Ему было очень трудно совершать духовное окормление больниц. Как можно скорее он добился перевода на обычный приход.

 

Само собой разумеется, что больничный священник должен быть чистоплотен. Его одежды, лицо, руки, да и все тело всегда должны быть безукоризненно чистыми. Если ты выглядишь как автомеханик после напряженного трудового дня, не жалуйся, что тебя не желает допускать до постели больного «вредный» доктор. Помни: врач наверняка знает микробиологию, даже если и пропустил пару лекций ради кружки пива в соседнем баре.

 

Служение священника в больничном храме отличается от служения обычного приходского батюшки. В таком храме всё ориентировано на больных и пациентов больниц, в них практически не бывает постоянных прихожан. Люди попадают сюда лишь на короткий промежуток времени, а потом уходят. Подавляющее большинство обратившихся к Церкви за духовной помощью никогда раньше не исповедовались и не имеют никаких представлений о духовной жизни. Всех их придется учить с нуля. Всё в храме совершается для них: их встречает сестра-катехизатор, ради них служится Литургия, ради них совершается необычайно долгая исповедь. Забудьте навсегда соборную практику исповедовать 200 человек за полтора часа!

 

И, наконец, последняя проблема связана с разным пониманием у медика и священника того, что делает Церковь в больнице и каково ее место там. Да, право пациента на «допуск к нему священнослужителя» прописано сегодня в Основах законодательства Российской Федерации. На основании этого закона даже составляются различные соглашения о сотрудничестве. Однако следует помнить: именно в этой конкретной больнице всё зависит от того, как поведет себя сам пастырь и сестры милосердия. Добрые отношения с медиками всегда будут на пользу Церкви. Качественная пастырская работа среди врачей и медсестер обязательно приведет к тому, что медики не будут смотреть на церковное служение в больнице только как на допущение или снисхождение. Помните это, батюшка, и никогда не торопитесь попасть домой пораньше, ведь вам нужно не только бросить семя, как Павел, но и не забыть привязать ростки к палочкам, как Аполлос.

 

Вернемся к больному, который тяжело переживает свое немощное положение. У врача не всегда есть время уделить достаточно внимания своим пациентам, выяснить их внутренние страдания. А, возможно, именно они являются причиной многих заболеваний. Сестра милосердия должна быть готова выслушать больного, разобраться в его семейных и жизненных проблемах, ответить на животрепещущие вопросы, да и просто помолиться вместе с больным. Смотришь – а больной уже обретает радость жизни, понимает смысл страданий, у него появляется желание жить. Неизлечимо больной узнаёт, что жизнь не ограничивается смертью, чувствует, что он не всеми забыт, ощущает заботу и внимание, а это для него – самое главное. Родственники больных в такой момент тоже нуждаются в поддержке Церкви. Никак нельзя забыть и о них. Пусть сестра милосердия посоветует им исповедоваться, если они давно не делали этого.

 

Любые болезни нуждаются во врачевании. Церковь всегда рассматривается людьми как врачебница для души, а труд священника, отпускающего грехи, сравнивается с трудом врача, с той лишь разницей, что священник врачует душу больного, а врач – его тело. И наш с вами долг, дорогие мои читатели, в том, чтобы не подвести ни людей, ни Христа, Который ждет от нас, чтобы мы сохранили для Него всякого, кого Он призвал унаследовать Царство истины.

 

Протоиерей Сергий Адодин

 

http://www.pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Постулат: позиция администрации неприкосновенна.


Защитный код
Обновить