.. Новости Проповеди Неделя 14 по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына.

Неделя 14 по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 14 по Пятидесятнице.

Евангелие о браке Царского Сына.

Мф. 22, 1-14

Мф.22:1-7.   Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: подобно Царство Небесное человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Ты спросишь: почему Царство Небесное называется браком? Чтобы ты познал долготерпение Божье, великое попечение Его, неизреченную любовь к нам, и великолепие во всем, – увидел то, что там ничего нет печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и святой Иоанн Предтеча называет Его «женихом» (Иоан. 3:29); поэтому и святой апостол Павел говорит: «потому что я обручил вас единому мужу» (2Кор. 11:2); и еще: «тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (Ефес. 5:32). Бог уподобляется человеку-царю, Он творит брачный пир для Своего Сына. Жених – Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. 

Скажите званым. Посланные рабы – это пророк Моисей и современные ему святые; евреи им не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров. Потом званы Иоанном Предтечей, который отправлял ко Христу, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:30). Бог звал через Петра и прочих апостолов. И к чему Он их призывает? К великим подвигам,  ужасным бедствиям и тяжким трудам? Нет, Бог их призывает разделить с Ним неизреченную радость.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Отказавшись от призыва, одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни. От духовного брачного пира люди удаляются больше всего из-за двух  страстей: сластолюбия и любостяжательности.

Они не пришли на брачный пир не потому, что заняты были очень важными делами, но по лености и небрежению. А представляли разные причины только для того, чтобы прикрыть свою легкомысленную беспечность. Хотя эти причины кажутся благовидными, но из этого мы научаемся, что хотя бы удерживала нас и кажущаяся необходимость, духовную жизнь должно предпочитать всему.

Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их. Чем больше Бог терпел, тем они более ожесточались. И не только худо то, что они отказались от приглашения, но ужаснее то, что они и пришедших унизили, надругались над ними и убили.

Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Этим Он предсказывает события, случившиеся при Веспасиане и Тите. Царь послал войско свое, то есть римлян, погубил непокорных иудеев, сжег Иерусалим, как повествует историк Иосиф. Хотя не тотчас по смерти Христа случилось истребление города, но спустя сорок лет, – после того, как они убили первомученика Стефана, умертвили святого Иакова и надругались над апостолами, – чтобы видно было Его долготерпение. Наконец истребляет их, как зараженных неисцелимой болезнью.

Мф.22:8-9.   Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;  итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

Апостолы прежде проповедовали иудеям, и, пробыв долгое время в Иерусалиме, когда уже были изгнаны иудеями, рассеялись между язычниками. Апостол Павел говорит: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его,.. то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Бог без сомнения и прежде знал об этом, но чтобы не оставить иудеям никакого предлога к извинению,  послал Своих апостолов к ним первым. Чтобы им заградить уста, а нас научить исполнять все, что относится к нам, хотя бы никто не получил от этого никакой пользы.

Мф.22:10.   И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Язычники, идя по ложному пути, то есть проводя постыдную жизнь, пришли и к нечестивым учениям; они измыслили гнусных богов, покровителей постыдных страстей. Апостолы собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют «добрыми» по сравнению с первыми.

Мф.22:11-13.   Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и души некоторых оказывается оскверненными. Увы, но у кого не чиста жизнь, тот лишается благодати, для того бесполезна и вера. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Уверовавший, но не живущий по вере. Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Производя допрос недостойного, Господь показывает, что Он человеколюбив и справедлив.

Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги», то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» – это бесплодное раскаяние.

Мф.22:14.   ибо много званых, а мало избранных.

Призвание и очищение есть дело благодати. А то, чтобы призванные и облеченные в чистые одежды постоянно сохраняли их, зависит от старания самих призванных. Получив честь должно соответствовать благодати послушанием.

Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть верующим лишь по имени. Один совсем не думает о вере; другой криво толкует ее; иной совсем враждебно относится к ней, хотя все они считают себя христианами, но у них нет ровно ничего христианского. Но можно хорошо знать веру, а в жизни работать страстям, одеваться в срамное рубище греха. У таких людей на словах одно, а в сердце другое; на языке: "Господи, Господи!", а внутри: "имей мя отреченна".

Не достаточно быть человеком просвещенным Евангелием и освященным в таинстве крещения, но потом забыть достоинство свое. Жизнью греховной и нечестивой, проводя время в постыдных страстях и пороках, мы пачкаем духовные одежды. А таким людям не место в обществе святых.

Мы призваны спешить на пир в Царство Божие, не отвлекаясь суетой. Но чтобы придя ко Христу, нам не оказаться в смрадных рубищах, запятнанных грехами, нам необходимо покаяние. Почтим же человеколюбие Призвавшего, позаботимся об одеяниях душ своих, об украшении их прекрасными добродетелями. Пусть проснется в нас все благородное и светлое, благодарность Богу за Его неизреченную милость и удивительную заботу. Будем стараться жить благоразумно в благочестии и чистоте, да сподобимся достигнуть будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин).