..

Святитель Феофан Затворник

Решимость говеющего посвятить себя Богу

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Решимость говеющего посвятить себя Богу

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

38. Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление обетов, данных за нас при крещении

И еще приложу. Прочитав все, что предлежит вам сделать, не подумайте: у, какая страсть! Да где же это все сделать! Хоть бы и так было, нечего упираться ногами, потому что дело это первой важности. Но тут и трудного-то и громадного ничего нет. Все просто. Начните понемногу - и успеете все сделать как следует. Но если и не успеете все сделать, как бы хотелось, сделайте как сможете. Господь не взыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Ваше усилие всю себя пересмотреть и перестроить Он примет, как дело уже совершившееся, только не бросайте его, а имейте в виду продолжать и продолжать, пока доведете до конца. Главное же, то есть решительное намерение всю себя посвятить Господу, вы непременно должны в себе возбудить, укрепить и установить однажды навсегда. В этом неотложное условие к получению благодати, подаваемой в таинствах покаяния и Святого Причащения.

 

Ни теплый, ни холодный будет отвержен Богом

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Ни теплый, ни холодный будет отвержен Богом

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

37. Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление со всем поступать сообразно с волею Божиею. Мир и радость рабов Божиих. Предупреждение от неполной решимости жить по Богу. Ни теплый, ни холодный будет отвержен Богом

Не слышу, начали ль вы говеть и говеете ли. Ну, когда начнете говеть, пригодится все написанное вам о говений, Я же, между тем, и еще приложу слово-другое, в пояснение некоторых пунктов. Предмет этот таков, что его не изобразишь в нескольких строках.

Так вот, положим, что вы, вставив себя в говетельную рамку, или внешний говетельный порядок, станете, между тем, разбирать себя строго по сделанным указаниям, чтобы, осмотревши все неисправности, положить потом быть во всем исправною.

 

Приготовление к таинству покаяния и причащения

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Приготовление к таинству покаяния и причащения

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Полезное напоминание о блаженной Феодоре и хождении ее по мытарствам

Так какое же употребление сделать вам из добытого познания себя самой? Прежде всего надо осудить себя во всех своих неисправностях, без всяких отговорок и оправданий. Когда на преждеосвященной литургии, после: Да исправится молитва моя, поют: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непгцевати вины о гресех, - то тут внушается верующим молиться, чтобы Бог не попустил им с лукавой изворотливостью придумывать извинения во грехах. Кто придумывает такие извинения, от того не жди раскаяния; а у кого нет раскаяния, тот не возьмется и за самоисправление. Все дело, стало быть, за тем, чтобы осудить себя без жалости, довести себя до того, чтобы в сердце искренно изреклось: виновата крутом.

Когда скажется в сердце: виновата, то надо приложить к сему страх осуждения Божия. Если совесть ваша вас осуждает, то и Бог не обезвинит. И Бог видит вас виноватою. Если такою видит, то и осуждает. Если осуждает, то присуждает и решение или определение достойного наказания. Ныне или завтра падает на вас сие наказание, и оно уже висит над вами, когда вы осуждены Богом.

   

Определение главного характера или духа своей жизни

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Определение главного характера или духа своей жизни

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

35. Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера или духа своей жизни

Продолжаю. Вторая сторона жизни - расположения, или настроения и склонности, сердца. Дела не дают еще о себе полного познания. Надо поглубже в себя войти и рассмотреть, каково сердце, - и на это больше обратить внимания, чем на дела. Может случиться, например, что иной окажется неподатливым (не поможет другому) случайно, хоть сердце имеет милостивое. Но тут же не подаст и другой, не по случайности какой, а потому, что страдает скупостью. На вид оба дела одинаковы, а по внутреннему настроению действующих - между ними большая разность. Дела - это единичные, в этот час и в этом месте, действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями, а худые - пороками, порочными наклонностями и страстями.

 

Приготовление к исповеди. Проверка жизни

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Приготовление к исповеди. Проверка жизни

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

34. Продолжение о говений. Приготовление к исповеди. Проверка жизни

Продолжим нашу беседу о говений.

Все, что было сказано, есть рамка, в которую вставляется говение, или внешний чин и порядок, которого держатся обычно добрые говельщики. Потрудитесь и вы его придерживаться, если хотите быть доброю говельщицею. Только не принимайте пасмурного вида, не помрачайте лица своего. Все делайте с охотою, с добрым и радостным расположением духа. Так проводите время, как проводят его те, которым предстоит быть на пиру у царя. У этих только о том и мысли и речи, как будет этот пир, как встретиться с царем, что сказать, как он приветит, как бы получше нарядиться и не ударить лицом в грязь и прочее. Но вам предлежит несравненно лучшее и высшее - предлежит пир не у земного, но у Небесного Царя. Если вы потрудитесь принарядиться и приготовиться так, что Царю понравитесь, то будете Им приласканы, получите то, чему цены нет, и обрадованы несказанно.

   

Страница 9 из 16

«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»