.. Чтение Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

58. Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры

Прошлый раз я изобразил вам весь ход, как от простого помысла доходят до страстного пожелания и от него - до дела. На деле не всегда так протяжно бывает течение действования, как изображено на бумаге. Нередко, если не большей частью, все стадии пробегаются очень быстро, так что не успеет мысль показаться, как следует уже и дело, и особенно слово. Разбирать и различать все эти случайности никакой нет нужды. Это не подаст никакого пособия в борьбе со страстями. Держитесь одного: как замечено страстное, тотчас вооружаться против него гневом и неприязненным рассерчанием. Это рассерчание в мысленной брани такое же имеет значение, как при нападении злого человека подать его сильно в грудь. Но как при подобном нападении удар в грудь не всегда обращает в бегство злого человека, так в мысленной брани рассерчание на помысл, чувство и пожелание страстные не всегда изгоняет их из души и оканчивает борьбу с ними. По естественному порядку следовало бы так быть - и бывает, но не всегда. Это потому, что в возбуждении помыслов часто участвуют бесы, а они бесстыжи. Как ни серчай на них, они все стоят со своим помыслом. Очевидно, что после рассерчания надобно прибегать еще и к другому средству. Какому же это?

 

Страстные мысли, чувства, желания и действия

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Страстные мысли, чувства, желания и действия

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

57. Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними

 

Что страстное показывается в нас - в этом еще не неизбежная беда. Это означает, что мы нечисты, но не делает нас виновными. Виновность наша начинается с того, как Мы благосклонно отнесемся к замеченному страстному, то есть не поспешим сознать в нем врага и не вооружимся против него гневом, а, напротив, примем его и станем любоваться им, услаждаясь тем движением, в котором оно явилось. Это будет показывать уже, что мы не прочь быть приятелями страстному и, следовательно, - неприятелями Богу. Ибо всякое мудрование плотское - страстное - вражда на Бога есть (Рим. 8, 7).

 

Позволительный гнев

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Позволительный гнев

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

56. Должно изгонять и малейшие движения страстей... Позволительный гнев

Хочу вас похвалить, или нет: хочу представить выгоды вашего положения в отношении к страстям.

Вы мало жили и не успели еще глубоко остраститься. Страсти хоть все есть в вас, но они еще, как малолетние дети - слабы и разве только докучливы. В этом большая для вас выгода, потому что для вас во многих-многих случаях достаточно только заметить страстное, чтобы отвернуться от него или прогнать его. Не так, как у тех, которые долго жили и много удовлетворяли страстям. Там они рыкают, как львы, и бросаются на восстающего против них с ожесточением. Но есть в этом и немалая невыгода - именно та, что ради легкости страстных помыслов, чувств и движений вы можете равнодушно к ним относиться, думая: не великое дело, пройдет само собою, за всякой мелочью не нагоняешься! Это помышление, столь у вас естественное, опасно. Так действовать - значит оставлять страстные чувства и движения на их волю расти и крепнуть. Они будут крепнуть, и из маленьких сделаются большими. Тогда они уж не станут обращаться вспять из одного неблаговолительного взора вашего.

   

Продолжение о борьбе со страстями

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Продолжение о борьбе со страстями

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

55. Продолжение о борьбе со страстями

Положим, что вы сторожите за своим сердцем. Усторожите ли?

Во-первых, скажу, что вы имеете возможность усторожить. Когда темно - и большой вещи не заметишь, а когда светло, то и маленькая сама собою бросается в глаза. В душе темно, пока она не обращается к Богу, а живет в самоугодии; когда же обратится к Богу то в нее входит свет, и мысль о Боге, как солнышко, все в ней освещает. Кто живет в самоугодии, тому нечего и говорить: смотри, как бы не прокралась какая-либо страсть, потому что самоугодие есть притон всех страстей; оно и принимает их, и прикрывает, и оправдывает, и угодное им творит без поперечения. А кто к Богу обратился и, отвергшись себя, Богу угождать положил, тот уже по сему самому видит, что неугодно Богу, и тотчас замечает это. Неугодно же Богу все страстное, потому что страсти все противны заповедям Божиим, которые одни угодны Богу, яко волю Его выражающие. Вот и вы положили, не жалея себя, угождать Богу и тем разогнали тьму душевную и восприяли освещение в духе. Если исполняете то, что вам писано о памяти Божией, то в вас и солнце духовное светит. Стало вам очень возможно усмотреть, если что подойдет к вам страстное.

 

О борьбе со страстями

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О борьбе со страстями

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

54. О борьбе со страстями

Продолжаю. Страсти в нас, но самостоятельности в нас не имеют. Разум, например, есть существенная часть души, и его никак отнять нельзя, не уничтожив души. А страсти не таковы. Они привзошли в естество наше и выгнаны из него быть могут, не мешая человеку быть человеком, а, напротив, быв изгнаны, оставляют человека настоящим человеком, тогда как присутствием своим портят его и делают из него лицо, во многих случаях худшее животных. Когда они владеют человеком и человек любит их, то они так сродняются с естеством человеческим, что, когда действует по ним человек, кажется, будто он действует от своего естества. Кажется так потому, что человек, подчинившись им, действует по ним самоохотно, и даже убежден бывает, что иначе нельзя: природа.

   

Страница 5 из 16

«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»